O rotten Gotham, sliding down into the behavioral sink...
Модель эсхатона, подразумевающая Великую Скорбь (некий протяжённый период бедствий, наступающий "по божьему попущению") подразумевает и особую ценность этой Скорби.
Регрессивные мифоисторические модели наделяют кризисные времена сотериологическими качествами. Так, в финале Кали-юги огромный духовный прогресс достигается малыми усилиями, заключающимися в сохранении уровня внутренних достоинств на фоне массовой деградации человечества в "поведенческой клоаке". И в христианской апокалиптике "претерпевающий до конца спасётся" - это "претерпевание" является сохранением подлинно христианских достоинств в чаду антихристова зомбокутежа.
В сытые и благополучные времена вне катастрофы / коллапса, феномен "претерпевания" и мученичества видится как психически противоестественный и непостижимый вызов комфортному и конформному животному укладу. Человек - существо проецирующее, и по факту обитающее в проекциях животного ума. При этом человек - сложная система, творящая действительность по образу и подобию своему,. Для творения и развития сложных систем необходимы катастрофы / коллапсы. Выбирать смерть (нередко мучительную) "в ситуации или-или" - в корне противоречит фундаментальным понятиям стойла.
Именно категория "Дух" в троичной композиции тело-душа-дух делает такой выбор вообще возможным. В хаотической перспективе "мужеский" Дух тождественнен "женской" Хаос. Совокупно "дух" понимается не только как метафизический, но и как этический и нравственный Принцип. Сила человеческого духа проявляется в превозможении страха и обусловленных страхом компромиссов.
"Цель страха — это движение от ортонойи к метанойе через паранойю. Ортонойя — это то, как думает большинство людей - они создают варианты имитации, которые все принимают. Метанойя — это когда вы оставляете все это позади и оказываетесь способны оценить, что такое высокий уровень умственного развития. Но когда вы делаете это впервые, вам до смерти страшно." (Джон Лилли)
И, хоть Пепельная Среда и позади, великопостной гностической проповедью Стивена Маршалла более чем уместно и завершить этот вот пост.